Адаптация к школе — рекомендации специалистов и особенности привыкания детей

Одним из самых сложных этапов в развитии ребенка является поступление в школу. В этот период увеличивается число обязанностей, повышается уровень требований. Не каждый дошкольник может легко справиться с такой нагрузкой.

Родителям важно понять, как правильно пройти адаптацию к школе их чаду и с какими сложностями они могут столкнуться. От этого будет зависеть уровень последующей социализации, успеваемость и состояние здоровья.

Особенности адаптации к школе

Ребенок – это личность со своей индивидуальностью, особым темпераментом, характером, набором привычек, состоянием здоровья. Переход к школьной жизни у детей проходит неодинаково. Он зависит и от таких факторов, как:

  • умственная, физиологическая, психологическая готовность к обучению в школе;
  • уровень социализации, способности к общению и взаимодействию с взрослыми и другими школьниками.

Начало школьного периода это тяжелое время, когда проявляются все сложности адаптации детей к новым условиям и образу жизни. Если раньше для 6-7 летнего крохи все строилось в игровой форме, то теперь от него требуют внимания, порядка, собранности в процессе неизвестной ему учебной деятельности.

Именно поэтому ребенок нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослых, а времени на адаптацию может потребоваться до 2-6 мес.


Если процесс адаптации прошел удачно, то первоклассник ведет себя спокойно, не чувствует дискомфорта и сложностей в выполнении домашних заданий. У него хорошее настроение, он позитивно отзывается о педагоге и одноклассниках, завязывает новые знакомства, соблюдает правила и нормально относится к замечаниям старших.

Однако часто встречается противоположная ситуация, когда малыш не справляется с нагрузками, и у него возникает дезадаптация:

  • утомляемость и проблемы со сном;
  • жалобы на отношения с учителем и одноклассниками;
  • непринятие порядка, постоянные капризы;
  • проблемы с успеваемостью.

В таком случае необходимо обратиться к опытным педагогам и психологам с целью получить советы для индивидуального подхода в период адаптации.

Физиологическая адаптация

Дошкольный период сопряжен с высокой двигательной активностью ребенка. Первоклассник уже не может позволить себе такое времяпровождение в объеме, который был ранее. Однако потребность в активности остается. Кроме того, крупные мышцы развиваются быстрее мелких, а поэтому у многих детей возникают сложности с письмом.

Первоклассники проходят адаптацию в несколько этапов:

Бурные физиологические процессы, связанные с перенапряжением систем детского организма, задействование всех резервов. Период длится несколько недель и сопряжен с частыми болезнями.

Период неустойчивого приспособления к новым требованиям и условиям с целью выработки адекватной реакции на внешние раздражители.

Устойчивое приспособление, длящееся до 6 мес., когда первоклассник постепенно осознает требования к себе. Их выполнение уже не требует таких больших усилий.

Особенности адаптации ребенка к школе в этом случае проявляются в физиологических изменениях – первоклассники худеют, сильно утомляются, у них меняется настроение, часто возникают капризы. Школа для них становится сильным стрессом, справиться с которым без помощи родителей невозможно.


Социально-психологическая адаптация

Несмотря на то, что равновесие между возбуждением и торможением уже близко к достижению, возбуждение продолжает превалировать у первоклассников. Поэтому им сложно выдержать длительные уроки без физической активности.

К концу первого урока работоспособность падает. Эмоциональная перенасыщенность приводит к утомляемости ребенка, а родители стремятся занять и внеурочное время, записывают во всевозможные кружки и секции.

Мышление играет роль основной психической функции, определяет работу восприятия, внимания, памяти, а также речи. Возникает и такое качество личности как рефлексия. Ребенок начинает осознавать себя как часть социума, рассматривает себя в рамках шкалы «хороший-плохой».

Чувствуя поддержку близких или их критику, первоклассник может ощущать компетентность социального и психологического типа или же неполноценность.

Кризис 6-7 лет связан с появлением новой роли ученика, а также со сменой эмоциональной составляющей. Обида на критику в дошкольном возрасте не оказывала существенного влияния на личность. Однако теперь она вызывает ощущение своей неполноценности. Поэтому важно, чтобы родители отмечали каждый успех малыша, давали оценку поступку, а не ему самому.

Рассматривая социальный и психологический уровни адаптации детей к школе, следует отметить три ее вида:

  • Благоприятная – первоклассник в течение 2 мес. привыкает к школьной программе и требованиям, заводит друзей и адекватно реагирует на изменения.
  • Средняя – адаптация длится 6 мес. Ребенку сложно дается обучение, он конфликтует с одноклассниками, может стать замкнутым, слезами и обидами реагирует на замечание учителя.
  • Неблагоприятная – первоклассник не может принять школьную программу, у него возникают сложности с обучением, проявляет негативные эмоции.

Проблемы с социально-психологической адаптацией

Недисциплинированность ребенка, его безответственность и невнимательность во многом обусловлены чрезмерным напряжением, которое испытывает психика. Причин этому может быть несколько:

  • чрезмерно высокие требования учителей и родителей;
  • проблемы с усвоением материала;
  • личные неудачи;
  • недовольство и постоянная критика близких, учителей;
  • тревожность и настороженность первоклассника.

Дополнительные внеурочные нагрузки ведут не только к усталости, но и стремлению выполнить требования, пожертвовав учебой. Проблемы в общении со сверстниками выливаются в протестное настроение и ухудшение поведения.

Советы по облегчению адаптации к школе

Многие родители интересуются, как помочь ребенку с адаптацией. Чтобы облегчить переход ребенка от дошкольного периода к школьному обучению, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Объясните малышу, что представляет школа, почему она важна, как соблюдать правила.
  • Оптимизируйте режим дня первоклассника, не перегружайте его секциями.
  • Расскажите о самооценке и каковы ее критерии.
  • Учите любознательности, не прививайте стыд за вопросы.
  • Мотивируйте ребенка к учебе, показывая реальные преимущества образованности.
  • Обучите обращению с эмоциями, говорите о необходимости подчинения правилам школы и нежелательности замалчивания проблем.
  • Помогайте малышу в общении.
  • Интересуйтесь школьной жизнью и поддерживайте его.
  • Не критикуйте, а делайте акцент на заслуженном поощрении.
  • Не приуменьшайте значение детских проблем.
  • Принимайте во внимание темперамент первоклассника.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми и не разрешайте делать это ему самому.
  • Первый класс не означает резкого насыщения жизни обязанностями в семье. Делайте это постепенно.
  • Ваш интерес к успеваемости не должен передаваться малышу в виде тревоги.
  • При чрезмерно болезненном отношении к отметкам переведите акцент с них. Покажите свою любовь независимо от успеваемости.
  • Создайте дома условия для отдыха. Обстановка должна быть благожелательной.
  • Прогулки на свежем воздухе очень важны. Не возводите уроки в положение культа – после школы требуется полноценный отдых. А ночной сон не должен сокращаться даже в угоду урокам.

Чтобы не допустить проблем в учебе и жизни первоклассника, стройте доверительные с ним отношения. Важно создание позитивного настроя относительно посещения школы и жизнедеятельности в целом. Успеваемость, образованность всегда ценились в обществе, но не следует идти к этому ценой здоровья детей.

Фото адаптации к школе

Также рекомендуем просмотреть:

Читайте здесь:   Хобби для детей: полезные, современные и интересные увлечения для детей и взрослых
Помогите проекту, поделитесь с друзьями ;)