Психология развития ребенка: основные проблемы, возможные кризисы и советы по их преодолению

Детская психология изучает поведение ребенка, особенности и закономерности его психического развития с рождения и до 14-16 лет. Маленький человек развивается неравномерно — длинные и стабильные периоды сменяются короткими и бурными, во время которых основные черты личности претерпевают изменения.

Граница между ними очень размыта, поэтому зачастую сложно точно сказать, когда завершается один этап и начинается другой. Возрастная психология развития рассматривает смену этих двух периодов как закономерное развитие психики.

Этапы психологического развития ребенка

Рождение

Первый кризис связан с появлением на свет ребенка и длится с момента рождения до двух месяцев. Кроха беспомощен, полностью зависим от мамы, у него нет возможностей для общения – эти факторы и определяют кризис.

По мере взросления у малыша появляется комплекс оживления – возбуждение при виде знакомых лиц. А еще ребенок начинает общаться – как умеет – привлекая внимание плачем, демонстрируя первую улыбку

Появление этих признаков указывает на завершение первого периода кризиса и говорит о нормальном психическом развитии малыша.


Младенчество

Этот период длится с двух месяцев до года. В это время ребенок также сильно зависим от взрослого. Главный тип деятельности – эмоциональное общение со взрослым. Кроха познает мир через отношения с мамой и с помощью нее.

Однако инструментов для общения становится все больше – плач, агуканье, жестикуляция, первые слова. Речевые навыки закладываются именно сейчас.

Кризис первого года, как правило, начинается в возрасте 9 месяцев, когда ребенок встает и пытается ходить – это первые шаги к формированию характера. Он еще не может управлять своим поведением, возникают нарушения сна, плаксивость, потеря аппетита, обидчивость.

Раннее детство (1-3 года)

Особенности психологии развития ребенка в этом возрасте следующие: происходит разделение психического развития девочек и мальчиков, возникает потребность в признании со стороны взрослых, желание заслужить похвалу. Речь продолжает развиваться, к трем годам достигая запаса в тысячу слов.

В это время появляются первые страхи. Основная потребность – тактильный контакт. Если не предыдущей ступени на первом месте были эмоции, то на данной – дело.

Кризис трех лет считается острым. Симптомы:

  • отрицание предложений взрослого;
  • своеволие;
  • упрямство;
  • бунт, протест;
  • строптивость.

Смысл кризиса – ребенок учится делать выбор. Наличие этого острого кризиса говорит о нормальном развитии воли.


Дошкольный возраст (3-7 лет)

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Ребенок понимает разделение ролей. К 6-7 годам понимает игры по правилам. На этом этапе ребенок умеет заставлять себя что-то сделать, когда он не хочет, но может. Игры имеют большое значение в развитии ребенка, формируют характер, помогают справиться со страхами, учат брать на себя роли.

Психология развития детского мышления дошкольника подразумевает расширение мыслительных навыков — ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, понимать взаимосвязи.

Кризис семи лет характеризуется требованием к себе внимания, поведение становится чересчур демонстративным. На этом этапе важно показать уважение к ребенку, его самостоятельности. Инициатива не должна быть наказуема – иначе может вырасти безынициативная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

Ведущий вид деятельности – обучение. Ребенок формирует стремление иметь свое мнение по поводу всего, в том числе по поводу себя. Появляется самооценка.

Игры по-прежнему важны. В них формируется такие понятия, как лидерство, сотрудничество, соперничество, справедливость и другие.

На поведение и развитие ребенка влияет стиль руководства со стороны взрослых – авторитарный, демократичный или попустительский. К 13 годам дети предпочитают общение с детьми того же пола и возраста.

Кризис 13 лет – это кризис социального развития. Основные симптомы:

  • отрицание, враждебность, агрессивность, при этом склонность к одиночеству (у мальчиков симптомы обычно выражены острее);
  • падение успеваемости, успехов в творческих процессах.

Кризис этого возраста связан с переходом на другую стадию интеллектуального развития – мышление становится более логическим. Ребенок много критикует и требует доказательств.


Появляется интерес к абстрактному – философии, музыке и т.д. Его мир начинает разделяться на внешний и внутренний, с личными переживаниями. Формируются основы мировоззрения и личности.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит половое созревание. На первый план выходит общение со сверстниками разного пола, формируются компании. Ребенок начинает делить сообщества на свои и чужие. В норме в этом возрасте дети начинают:

  • лучше учиться, т.к. возникают дополнительные мотивы;
  • испытывать интерес к противоположному полу, влюбляться;
  • следить за своим внешним видом.

Это сложный период в эмоциональном плане. Появляются тревожность, застенчивость, недовольство собой. Подросток чувствует себя несчастным. Ребенок больше, чем когда-либо нуждается в понимании.

Как же можно понять психологию ребенка? Узнавать как можно больше об особенностях психологического развития на разных возрастных этапах посредством книг, советов психолога и т.д.; установить с ребенком доверительные отношения.

Наладив контакт сразу после рождения, стараться сохранить его на всем протяжении жизни. Воспитание детей – нелегкий процесс, требующий большого терпения и сил. Именно от успехов родителей с этой сфере зависит, какая личность вырастет из ребенка.

Фото развития ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

Читайте здесь:   Депрессия у детей - причины, профилактика, симптомы, признаки и варианты лечения детской депрессии
Помогите проекту, поделитесь с друзьями ;)