Задержка речи у ребенка: причины, симптомы, проявления и формирование заболевания

Первое слово ребенка – целое событие для его родителей. Обычно малыш произносит простые слоги уже к 8 месяцам. А на свой первый день рождения уже обладает запасом из 10 слов. Но бывают случаи, когда кроха отстает в речевом развитии. Игнорировать это, списывая на ранний возраст, не следует. Отсутствие речи лечится тем эффективнее, чем раньше она диагностирована.

Каковы особенности детей с задержкой речи, в чем причины отклонения и как это исправить – вот те темы, которым мы уделим внимание.

Нормы развития речи

Изначально ребенок общается с окружающим миром посредством плача. И лишь со временем учится произносить слова. Становление речевого аппарата происходит у всех по-разному, поэтому временные рамки несколько условны:

  • в 1 год считается естественным говорить “ма”, “ба”, “кис-кис”, “ав-ав” и т.п. При этом чадо понимает слово “нельзя” и реагирует на просьбы: “дай мячик”, “принеси кубик”.
  • в 2 года в словаре появляются коротенькие фразы (“киска большая”, “я гулять”). Объем словарного багажа насчитывает до 100 слов.
  • в 3 года малыш пытается составить рассказ из нескольких предложений. Он должен быть понятен не только близким, но и постороннему человеку.

В силу индивидуальности (по статистике мальчики начинают лепетать позже девочек на 3-5 мес.), наследственности, атмосферы в семье приведенный выше график может не выполняться. Если отставание существенное, то это сигнал бить тревогу и обратиться за помощью к специалистам.


Причины задержки речи

Причины задержки речи у детей носят биологический и социальный характер. Несмотря на эти утверждения, в 30% случаев точную причину установить невозможно.

В биологическом плане задержка речи – результат дисфункции головного мозга. В анамнезе такого ребенка может быть родовая травма, инфекция, осложнения после “детских” болезней, недоношенность. Медленные темпы набора слов связаны с тугоухостью – слуховой анализатор не улавливает информацию, поступающую извне. В последнее время все чаще проявляется генетическая составляющая – ребенок повторяет путь развития своих родителей.

Важную роль играет социальная среда. Неблагоприятный микроклимат, отсутствие культуры общения и контактов между членами семьи крайне вредны для развития малышей.

Парадоксально, но чрезмерная опека также приводит к нарушениям. Гиперинформативность, нахождение в непрерывном потоке информации лишает ребенка возможности осмысленно запомнить слова. Задержка наблюдается и там, где практикуется билингвизм.

Диагностика

Большинство родителей волнует вопрос, когда и как можно определить задержку речи. Сигналом к активным действиям должны стать:

  • Отсутствие реакции (гуления, агуканья) и улыбки на обращение матери в 3-4 мес.
  • Незнание своего имени, названий окружающих вещей в 1,5 г. Невыполнение команд типа “дай ручку”, “иди к маме”.
  • Неумение говорить простыми предложениями в 2,5 г. Плохое запоминание новых слов.
  • Невнятная даже для вас, медленная речь в 3 г.

При проявлении таких симптомов необходимо обратиться к педиатру. Он назначит дополнительные обследования, направит узким специалистам. Своевременное обращение – залог того, что к школе ребенок не будет отличаться от ровесников.


К кому из врачей обратиться

Речевое отставание не следует путать с врожденными заболеваниями – аутизмом, олигофренией или общим недоразвитием речи 1-4 уровня. Исключив эти расстройства развития, необходимо составить план и определиться, что делать, если у ребенка задержка речи:

На первом этапе стоит посетить педиатра, задача которого – предварительное определение причин отставания, оценка соматического статуса. По результатам наблюдения малыш должен быть отправлен к профильным врачам – неврологу, отоларингологу или коррекционным педагогам – логопеду, психологу.

Неврологическая диагностика, включающая электроэнцефалографию, томографию, дуплексное ультразвуковое сканирование, направлена на выявление поражений головного мозга.

Отоларинголог исключит или подтвердит отит, воспалительные процессы уха, аденоидов.

Логопедическое направление помогает определить психомоторное развитие малыша. В диагностике прибегают к Денверскому скрининговому тесту, шкале Гриффитса, Бейли.


Варианты лечения

Терапия потребует терпения и настойчивости со стороны всех участников процесса. Схема строится на объединении усилий специалистов и родителей:

  • Назначение врачом лекарственных средств, стимулирующих нейроны мозга и речевую активность.
  • Выполнение физиопроцедур и альтернативных методов реабилитации с участием животных (иппотерапия, дельфинотерапия).
  • Работа с логопедом-корректором, направленная на социализацию ребенка, совершенствование памяти и интеллекта.

Конечно, родители не должны полагаться только на врачей. Большой фронт работы должны выполнить мамы и папы, развивая речь малыша с помощью совместных игр, чтения и диалогов.

Рекомендации экспертов

Советы экспертов для детей с задержкой речи включают в себя несколько форм речевой адаптации. Основные приемы:

Муз- и арт-терапия. Способствует улучшению зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания. Это своего рода лечение искусством.


Сенсорно-интеграционная терапия, включающая проработку моторики рук и сеансы массажа. Лепка, собирание пазлов и конструкторов, застегивание пуговиц, бизиборды – все это активизирует двигательные центры головного мозга, улучшает память и речь.

Активные игры. Педагоги советуют повысить ритмичность ребенка путем игр с ориентированием в пространстве и звуковым сопровождением.

Фото-инструкция, как избавится от задержки речи

Также рекомендуем просмотреть:

Читайте здесь:   Самостоятельность ребенка - как воспитать, сформировать и развить способности малыша

Оставить комментарий

avatar
Помогите проекту, поделитесь с друзьями ;)