Развитие моторики у детей: основные правила становления мелкой моторики детей в домашних условиях

Все родители слышали про важность развития моторики малыша, но мало кто знает, для чего это нужно. Какие упражнения, как правильно проводить, на что обращать особое внимание – об это мы сегодня поговорим. Так что такое детская моторика?

Мелкая моторика

Моторика – комплекс движений, последовательно упорядоченных и скомбинированных.  В упражнении задействованы нервная, костная, мышечная, зрительная системы. Различают крупную (ходить, прыгать, бегать) и мелкую моторику. О ней мы и поговорим поподробнее.

Мелкая моторика – манипуляция мелкими предметами, при которой работают мелкие мышцы ребёнка. Используя кисти и пальцы рук/ног, ребёнок совершает точные и ловкие манипуляции запуская координацию мышечной, костной, нервной и зрительной системы.

Развитие моторики залог хорошего общего развития ребёнка. Между прочим, мелкая моторика начинает формироваться еще в младенческом возрасте. Рассмотрев свои ручки, малыш активно начинает ими пользоваться. В ход идёт на первых порах вся ладошка, потом уже большой и указательный пальчик. Беря ладошкой предмет, потом уже двумя пальчиками – это и есть развитие моторики.

Формирование зрения, памяти, внимания, восприятия и даже речи –  всё это подпитывается упражнениями по развитию мелкой моторики. Центры речи и моторики расположены в головном мозге очень близко. Поэтому, стимулируя один, мы активизируем второй. Для детей с нарушениями речи важно делать упор на занятия по моторике, развивать ловкость рук.


Моторика влияет на формирование почерка, реакцию ребёнка. Проверяя готовность ребёнка к школе, смотрят на мелкую моторику, ведь она обеспечивает подготовку к письму, логику, рассудительность, память, внимание, способность концентрироваться, воображение.

Процесс формирования не происходит моментально, всё индивидуально и скорость развития у каждого ребёнка своя. Невозможно, как мановением волшебной палочки, через пару занятий добиться идеальных результатов.

Первым занятиям будет присуща неловкость и не гармоничность движений ребёнка, но не стоит отчаиваться и бросать всё. Как правильно способствовать развитию моторики – достаточно ёмкий вопрос. Используя развивающие игры, постепенно, прилагая усилия и терпение, вы добьётесь блестящих результатов.

Развиваем мелкую моторику по возрастам

Как можно развивать моторику, мы расскажем далее.


Дети до 1 года

Основные упражнения проводят родители, помогая малышу формировать мелкую моторику. Используется массаж, пальчиковые краски.

Заручившись поддержкой специалистов, вы можете проводить процедуры массажа ручек и ножек. Стоит следить за реакцией малыша, ему должны приносить удовольствие ваши процедуры. При малейшем дискомфорте грудничка стоит отложить массаж на некоторое время.

Не совершая резких движений, неспешно потяните за пальчики, погладьте, легонько похлопайте. Начинать упражнения рекомендуется не раньше двух месяцев. С 6 месяцев можно начинать массаж ладошек, переходящий на кисти рук. Кроме развития моторики, укрепляются мышцы конечностей.

С 8 месяцев добавляется постукивание, загибание и разгибание пальчиков. Можно использовать потешки и стишки, это укрепляет связь с ребёнком, помогает ему успокоиться и расслабиться. Приветствуется использование сенсорных мешочков (крупы, орехи, бисер).


Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.

К творчеству с использованием красок стоит приступать после 1 года. Умение держать кисточку или карандаш сигнализирует о готовности ребёнка. Начинать стоит с пальчиковых красок. Безопасный состав, легкость в смывании сделали их популярными среди родителей.

Восприятие консистенции, цвета, движения пальчиков развивает сенсорное восприятие. Особенности детского развития моторики рассмотрены подробно в методике Монтессори, так популярной среди родителей.

Дети 1-2 лет

Гуашь, пальчиковые краски, кисти разного размера будут полезны для детей этого возраста.

Можно включать упражнения с элементами лепки (предпочтительно тесто, пластилин туговат), разнообразные сортеры, пирамиды, пазлы из мягких материалов. В наше время большой популярностью пользуются бизиборды, развивающие игры с крышками из эко-материалов.

Малыши 2-3 лет

Важный период, когда ребёнок активно познаёт мир и моментально учиться новым навыкам. Здесь, главное, сделать упор на развитие моторики, так как идёт активный процесс формирования словарного запаса малыша.

К предыдущим упражнениям стоит добавить усложнения – сортировка предметов по цветам и размеру, постройка высокой башни из кубиков, игры со шнуровкой, пластилин, упражнения с крупами. Одним из любимых занятий крохи в этом возрасте – игры с водой.


Детки 4-5 лет

Здесь на первый план выступает самостоятельность ребёнка, всё больше игр он предпочитает играть в одиночку. Любознательно наблюдая за окружающим миром, малыш стремиться познать, как можно больше. Уверенно держа кисть/карандаш, он много времени проводит за рисованием. Это служит хорошей подготовкой руки к письму. Но это не значит, что нужно заставлять ребёнка выводить буквы и целые слова, они ему не интересны в этом возрасте.

Стоит добавить в арсенал упражнения:

  • терапию с песком;
  • работа ножницами;
  • раскраски;
  • выполнение аппликации.

Дошкольники 6-7 лет

Возраст, когда определяется готовность ребёнка к обучению. Моральное и интеллектуальное состояние важно для него. Дисциплина, способность усваивать материал, память определяют его готовность. Важно уделить развитию мелкой моторики особое внимание, так как навыки письма и чтения будут главными в определении готовности. Недоразвитие плохо скажется на обучении.

Диагностика

Что оценить развития, можно провести диагностику. Давая определённые задания ребёнку, специалист определяет уровень формирования моторного умения. Диагностика может проводиться с трёх лет. Уровень сложности заданий определяется возрастом.


3-4 года

  • перед малышом стоит банка, вокруг разбросаны мелкие предметы одного размера (например, крышечки от тюбиков пюре). Подаётся сигнал, и малыш должен как можно быстрее собрать их в банку. Нормой считается 15-20 секунд;
  • шнурование. Зашнуровать ботиночек/макет, застёгивать пуговицы.

4-5 лет

  • рисование линий (прямые, изогнутые, волнообразные);
  • вырезать ножницами по контуру;
  • согнуть ровно пополам альбомный листок.

5-7 лет

  • нарисовать линии, человека;
  • ножницами вырезать геометрические фигуры.

Если вы обнаружили отклонения, не стоит паниковать. Это звоночек для интенсивного использования упражнений для развития моторики для детей.

Картотека – игры для развития моторики детей

Ладушки. Научите ребёнка хлопать ладошками, можно использовать стишок: «Ладушки, ладушки, Где были, у бабушки…». Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

Мисочки. Найдите на кухне мисочки разных размеров, покажите малышу как можно вкладывать их друг в дружку соответственно размерам.

Крупы. Смешайте в глубокой миске разные крупы, можно спрятать мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Сортируя, просеивая сквозь пальчики крупы, улучшаются тактильные ощущения и мелкая моторика ребёнка.

Художества на песке. Рассыпав песок на подносе, покажите ребёнку, как можно водить по песку, рисовать фигуры. Формирует воображение и фантазию, а также тактильное ощущение.

Крышечки. Предложите ребёнку разного объёма баночки с завинчивающимися крышками, покажите, как можно открывать закрывать их. Тренируем ловкость рук. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

Рисование от точки. На листе бумаги поставьте точку, и предложите ребёнку круговыми движениями увеличить её до желаемых размеров. А потом пофантазируйте с ребёнком –на что похож рисунок, добавьте элементов.

Вырезание. С достижением возраста купите ножницы (детские), бумагу, клей, картон. Научите вырезать, склеивать детали, складывать фигуры, выкладывать аппликации.

Занимаясь с ребёнком упражнениями по формированию мелкой моторики, вы стимулируете развитие речи, воображения, фантазии, координацию движений. Да и просто интересно и весело проводите время.

Фото методов развития моторики у детей


Также рекомендуем просмотреть:

Читайте здесь:   Истерика у ребенка: советы родителям что делать и как воспитывать детей правильно

Оставить комментарий

avatar
Помогите проекту, поделитесь с друзьями ;)